Оператор проекта
Ирина
Ле-дейген
Ирина
Ле-дейген
Доцент химического факультета МГУ
Россия, Москва
« Наука – это взаимодействие команд, объединенных в суперпроект »
Команда программы «Женщина-лидер»: «Баланс»

Проект команды: «ЯПоступаю»

#ЯПоступаю – это бесплатный ресурс для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и поступления в вузы. Пилотная версия проекта — телеграм-бот, предлагающий бесплатные материалы для подготовки к ЕГЭ.
Я доцент кафедры химической энзимологии химического факультета МГУ, возглавляю команду молодых ученых в рамках лаборатории «Химический дизайн бионаноматериалов».

Буквально со второго курса и по сей день сфера моих научных интересов – это поведение мембран, в том числе клеточных, при взаимодействии с различными веществами. Например, лекарства могут вызывать побочные эффекты, связанные с повреждением клеточных мембран. Наши исследования помогают, например, создавать новые препараты для лечения туберкулеза и постковидного фиброза легких.

Я много преподаю в университете и работаю с образовательными программами для школьников. Являюсь экспертом Общественной палаты РФ в области развития научно-технического творчества молодежи. В мае победила в третьем сезоне конкурса «Лига Лекторов» Всероссийского общества «Знание» и решила подать заявку на «Лидеры России». Сейчас готовлюсь к окружному финалу в декабре.
ЖЕНЩИНА-ЛИДЕР
Женщина-Лидер
Моя дорога
Моя дорога
Я закончила известную московскую физматшколу, в которой сохранялись лучшие традиции советского образования – с выездными математическими лагерями, бесконечными олимпиадами и факультативами.

Никаких научных шоу для детей тогда не делали, но мы жили рядом с Дарвиновским музеем, и я до сих его пор обожаю. Это было отличное время.
Хотела стать врачом, но потом поняла, что не смогу реализоваться в профессии, где важно много взаимодействовать с пациентами. Мне же было интересно смотреть в микроскоп, делать свои биологические препараты, не предусмотренные школьной программой. Ближе к 9 классу определилась, что хочу заниматься химией. Уже на втором курсе химфака МГУ я пришла на свою кафедру. Химическая энзимология — это область биохимии, которая изучает ферменты, белки, ускоряющие химические реакции в организме. Она использует математические методы для описания процессов в живых системах, и мне это оказалось близко. Потом была аспирантура, и после защиты я осталась здесь работать.

Работа в университетской науке особенная, она дает свободу вести фундаментальные исследования, а не нацеливаться на быструю коммерциализацию.

Сейчас в России это еще и кризис-менеджмент. Возникли проблемы с закупкой уникальных запчастей к импортным приборам, и надо как-то выкручиваться, выстраивать связи. Я практически всю команду перевела на белорусский лабораторный пластик, еще мы нашли у производителей в Новосибирске новый спектральный микроскоп – теперь наслаждаемся быстрой коммуникацией с производителем и комфортным сервисным сопровождением.

Преподавание и работа со студентами – это для меня особая отдушина. Образовательная модель химфака МГУ подразумевает, что студент сразу погружается в научную работу, пусть и несложную, и у него начинают формироваться взаимоотношения с научным руководителем как с наставником.
Я — профессионал
Я — профессионал
Мой научный коллектив – это молодые ученые, аспиранты и студенты. Было бы громко сказать, что я строю с ними «бирюзовую» команду, но создать условия для раскрытия талантов – для меня отдельный вызов.
Сложность в том, что научный коллектив состоит из «звезд» — людей со своим видением, влюбленных в научную стезю и высоко ценящих собственный интеллект.

Преимущество женщины-руководителя в такой команде — это та самая мягкая сила лидера. Не выяснять, кто круче, а выстраивать атмосферу, где есть место всем «звездочкам», вместе делать отличный образовательный или научный продукт. Сейчас в аспирантской программе на химфаке появилась дисциплина «Управление научными проектами», но в мои годы такого не было, и я действовала по интуиции, читала литературу и смотрела лекции. Искала специализированные программы для научных управленцев, но их у нас нет. А стандартные практики управления из корпоративного бизнеса здесь не подходят.

Я не люблю дилетантизм, и часто привлекаю в свою команду экспертов из других областей — поскольку, например, сама не занимаюсь компьютерным моделированием. В науке очень важны такие коллаборации, но, чтобы они давали результат, надо предъявлять строгие требования к себе. Одна из основных причин, почему я расстаюсь с людьми — это несоблюдение базовой этики работы. Исчезновения, не отвеченные письма, срыв сроков. Чаще этим отличаются студенты: если человек небрежно относится к работе, еще даже не обладая никакими суперкомпетенциями, то сотрудничества у нас не получится.
Наука давно перестала быть уделом одиночек, это всегда взаимодействие команд, объединенных в один суперпроект.
Семья
Семья
Дочка родилась в пандемию, и я не уходила в декрет, проводила лекции и экзамены на удаленке.

Считается, что у ученых не очень хорошо развит эмоциональный интеллект, мы всю жизнь качаем IQ. И дочка стала для меня таким тренером эмоционального интеллекта:

с ребенком-трехлеткой ты либо развиваешь эмпатию, либо будут проблемы. Если судить по ассессментам платформы «Россия – страна возможностей», то мой EQ значительно улучшился с появлением в семье маленького кудрявого «коуча».
Мои родители – классические советские физики, познакомились, работая в Институте кристаллографии Академии наук. И хотя в 1990-е годы оба покинули эту стезю, в семье поддерживалось очень уважительное отношение к научной работе. Мы с сестрой с самого детства понимали важность фундаментального образования.

Муж, как и сестра, закончил физфак МГУ, защитил диссертацию и сейчас занимается образовательными проектами. Еще до того, как у нас появился ребенок, мы осознавали, что мне важно интенсивно заниматься наукой, а ему – коммерческими проектами, где много командировок. Так что сейчас мы счастливые молодые родители, которым помогают бабушки.
Делаю мир лучше
Делаю мир лучше
На химфаке я также занимаюсь программами дополнительного образования, развитием потенциала школьников — это отдельная область моих интересов. В рамках сотрудничества со школами мы, например, сделали очень симпатичный лекторий «Жизнь и химия». Он прошел в дистанционном формате и охватил все регионы страны. Десятки тысяч просмотров лекций, выдали около 100 сертификатов тем, кто прослушал все и сдал тесты. Очень мотивированные ребята, лекторий помог им определиться, некоторые в этом году уже поступили на химфак.

В этом году я руководила образовательной программой Университетской смены МГУ. К нам приехало 50 старшеклассников из ДНР в сопровождении пяти педагогов, и задача нашей большой команды была в том, чтобы собрать для ребят супер-интенсив по многим отраслям науки и добавить культурных и спортивных событий. С нуля собрала архитектуру программы, провела десятидневную смену и сейчас уже видны первые результаты — наши ребята, в начале абсолютно не верившие в свои силы, стали формулировать цели и задачи, как им поступить из маленьких городков ДНР в Московский университет. То, что было заоблачно недостижимо, через десять дней смены оказалось реальной целью. Пожалуй, это тот самый значимый импакт, который я так ценю в своей работе.

И чем выше импакт, тем мне больше хочется этим заниматься — я вдохновляюсь результатом. При отборе на «Лидеров России» я хорошо справилась с тестами на организацию планирования деятельности, но некоторые вещи все-таки делала по наитию. Поэтому рискнула подать заявку на образовательную программу «Женщина-лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей». В надежде, что мой опыт окажется релевантным другим участницам.

Я пришла на программу, стремясь не только получить знания и навыки, но и включится в сообщество сильных и энергичных женщин, которые достигают своих целей и владеют искусством «мягкой силы».

Так и вышло. Уже сейчас могу сказать, что материал программы очень быстро превращается в мою реальную практику. Ведь это известная проблема в образовании, когда лекционный материал не преобразуется в навык. А на «Женщине-лидере» конверсия знаний в результат очень высокая. Стало меньше стрессов, принятия неоднозначных решений, все происходит ровнее.

Другим участницам программы в моей команде тоже «откликнулась» тема образования. Ведь сейчас далеко не перед всеми школьниками реально открыты любые дороги. Например, ученикам в сельской школе шанс выйти на заключительный этап олимпиады по химии невысок не потому, что они хуже думают, а потому, что на заключительном этапе экспериментальный тур, и надо уметь работать руками в лаборатории. С помощью программы мне бы хотелось реализовать полезный для решения таких проблем проект.